Тема мастер-класса «Применение STEAM-технологий на уроках географии».
Цель мастер - класса:
- структурирование знаний по STEАM-преподаванию в образовательной среде;
- освоение учителями методов, принципов и стратегий эффективного преподавания и обучения STEAM грамотности
- мотивация к размышлению и критическому анализу практики преподавания STEAM в своей школе.
- Ожидаемые результаты:
участники мастер-класса владеют теоретическими основами содержания, стратегий и практик STEАM (методика цикла 5Е, инженерный дизайн, PBL); - учителя составляют рабочий лист с применением методики 5Е, разрабатывают модель в рамках инженерного дизайна, формулируют проблему и контекст для урока PBL.
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, брусья для построения моста, коктельные палочки, скотч, ножницы, бумага.
Рабочий материал:
Карточки с описанием задания и целью выполнения практического задания-моста.
Участники: педагоги-завучи и 11 класс.
Ориентировочная продолжительность: 40 минут
План мастер-класса:
- Подготовительно-организационный этап: Приветствие, вступительное слово педагога.
- Презентация с теорией о STEAM-технологиях.
- Представление системы учебных занятий.
- Проведение элементов мастер-класса
- Подведение итогов мастер- класса.
- Рефлексия.
- Заключительное слово педагога.
Ход мастер-класса:
Приветствие участников мастер- класса(2 мин)
Музыка: Гимн географов - песня «Глобус»
Мастер класс по географии с участниками педагогов и завучей и учеников 11 класса я начинаю с этой музыки. Моим коллегам – географам и не только им, хорошо известна эта песня под названием «Глобус» на слова Михаила Григорьевича Львовского, ставшая Гимном географов. Выбор не случаен. Это мой первый мастер-класс, и, конечно же, он связан с преподаваемым мною предметом географией.
Презентация педагогического опыта: (5 мин)
Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять методы обучения, качество образования улучшится.
Я работаю учителем географии 9 лет. За это время я усвоила одну простую истину: каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача для меня - увлечь детей за собой, сделать каждый урок запоминающимся. Слова
К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни," – это полная характеристика моей профессиональной деятельности.
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем мастер-классе вы познакомитесь с элементами организации практической деятельности на уроках географии с применением STEAM-технологий.
Слайд 2.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
Эта китайская мудрость смело может заявить себя в качестве девиза нашего мастер- класса.
Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены.
Зная теоретический материал, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение учащимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. В данных ситуациях использование практических методов наиболее приемлемо.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Поэтому педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Чтобы преуспеть в качестве STEM – педагога, необходимо следовать следующим советам:
- Используйте в процессе обучение реальные проблемы мирового масштаба (медицинские, экологические, экономические, социальные) для поиска их решения.
- Взаимодействуйте с учителями других предметов для междисциплинарного планирования.
- Акцентируйте внимание на диалоговом обучение, став «мастером вопросов».
STEAM–учитель должен стремиться развивать в учащихся следующие навыки
STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни.
Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике (Tsupros, 2009).
Методы для STEM обучения учащихся на предметах естественно-научного направления
- Модуль, основанный на исследовании, с применением цикла обучения 5E
- Инженерный дизайн
- Проблемно-ориентированное обучение (PBL).
Сегодня мы поговорим с вами о новом направлении модели 5 Е.
Определение места модуля в учебной программе
С какой целью применяют: «Варианты ответов: для развития исследовательских навыков, коммуникабельности, навыка нестандартного решения проблем, саморегуляции, системного мышления или др.»
В каком классе: «Факторы выбора: нагрузка учителя; потребности учащихся в обучении, основанного на исследовании; запланированные лабораторные работы в Программе; собственные мотивы (интерес к 5Е, AR, LS).»
В каком разделе программы: «Несмотря на универсальность цикла 5 Е, на выбор раздела могут влиять: ЦО, количество выделенных часов на изучение раздела, лаб.работы по плану».
Практическая часть мастер-класса:
- Контекст
- Наиболее распространенным типом моста является балочный мост — конструкция из горизонтальных жестких балок, концы которых опираются на две колонны. Нагрузка моста поддерживается колоннами. Нагрузка относится к собственному весу моста, который необходимо поддерживать, а также к любому весу, добавляемому к мосту, например, автомобилям, грузовикам и людям. Ферменный мост - это тип балочного моста, который имеет треугольные элементы для распределения нагрузки и поддержки моста.
- Задача
- Ваша инженерная задача состоит в том, чтобы спроектировать и построить мост, который может перекрыть пропасть, удерживая при этом максимально возможный вес. Ваши материалы — это соломинки и лента, и ваш мост должен соответствовать конструктивным ограничениям.
- Ресурсы
- Каждой группе необходимо:
- 20 пластиковых соломинок
- скотч
- ножницы
- 1 лист бумаги
- карандаш или маркер
- Линейка
- Вес
На выполнение моста 10 минут и 10 минут составление контекстной задачи к данной практической работе.
Рефлексия и подведение итогов мастер-класса.