Тема мастер-класса «Применение STEAM-технологий на уроках географии». 

Цель мастер - класса:

  • структурирование знаний по STEАM-преподаванию в образовательной среде;
  • освоение учителями методов, принципов и стратегий эффективного преподавания и обучения STEAM грамотности
  • мотивация к размышлению и критическому анализу практики преподавания STEAM в своей школе.
  • Ожидаемые результаты:
    участники мастер-класса владеют теоретическими основами содержания, стратегий и практик STEАM (методика цикла 5Е, инженерный дизайн, PBL);
  • учителя составляют рабочий лист с применением методики 5Е, разрабатывают модель в рамках инженерного дизайна, формулируют проблему и контекст для урока PBL.

Необходимое оборудование:   Компьютер, проектор, брусья для построения моста, коктельные палочки, скотч, ножницы, бумага.  

Рабочий материал:

Карточки с описанием задания и целью выполнения практического задания-моста.             

Участники: педагоги-завучи и 11 класс.

Ориентировочная продолжительность: 40 минут 

План мастер-класса: 

  1. Подготовительно-организационный этап: Приветствие, вступительное слово педагога.
  2. Презентация с теорией о STEAM-технологиях.
  3. Представление системы учебных занятий.
  4. Проведение элементов мастер-класса
  5. Подведение итогов мастер- класса.
  6. Рефлексия.
  7. Заключительное слово педагога.

Ход мастер-класса: 

Приветствие участников мастер- класса(2 мин)

Музыка: Гимн географов - песня «Глобус»

Мастер класс по  географии с участниками педагогов и завучей и учеников 11 класса я начинаю с этой музыки. Моим коллегам – географам и не только им, хорошо известна эта песня под названием «Глобус» на слова Михаила Григорьевича Львовского, ставшая Гимном географов. Выбор не случаен. Это мой первый мастер-класс,  и, конечно же, он связан с преподаваемым мною предметом географией. 

Презентация педагогического опыта: (5 мин)

Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять методы обучения, качество образования улучшится.

Я работаю учителем географии  9 лет. За это время я усвоила одну простую истину:  каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача для меня - увлечь детей за собой, сделать каждый урок запоминающимся.  Слова

К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни," – это полная характеристика моей профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги! На сегодняшнем мастер-классе вы познакомитесь с элементами организации практической  деятельности на уроках географии с применением STEAM-технологий.

Слайд 2.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я  запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

(Китайская пословица)

Эта китайская мудрость смело может заявить себя в качестве девиза нашего мастер- класса.     

Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены. 

Зная теоретический материал, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе  с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение учащимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. В данных ситуациях использование практических методов  наиболее приемлемо.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Поэтому педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Чтобы преуспеть в качестве STEM – педагога, необходимо следовать следующим советам:

  • Используйте в процессе обучение реальные проблемы мирового масштаба (медицинские, экологические, экономические, социальные) для поиска их решения.
  • Взаимодействуйте с учителями других предметов для междисциплинарного планирования.
  • Акцентируйте внимание на диалоговом обучение, став «мастером вопросов».

STEAM–учитель должен стремиться развивать в учащихся следующие навыки

STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни.

           Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике (Tsupros, 2009).

Методы для STEM обучения учащихся на предметах естественно-научного направления

  • Модуль, основанный на исследовании, с применением цикла обучения 5E
  • Инженерный дизайн
  • Проблемно-ориентированное обучение (PBL).

Сегодня мы поговорим с вами о новом направлении модели 5 Е.

Определение места модуля в учебной программе

С какой целью применяют: «Варианты ответов: для развития исследовательских навыков, коммуникабельности, навыка нестандартного решения проблем, саморегуляции, системного мышления или др.»

В каком классе: «Факторы выбора: нагрузка учителя; потребности учащихся в обучении, основанного на исследовании; запланированные лабораторные работы в Программе; собственные мотивы (интерес к 5Е, AR, LS).»

 В каком разделе программы: «Несмотря на универсальность цикла 5 Е, на выбор раздела могут влиять: ЦО, количество выделенных часов на изучение раздела, лаб.работы по плану».

Практическая часть мастер-класса:

  • Контекст
    • Наиболее распространенным типом моста является балочный мост — конструкция из горизонтальных жестких балок, концы которых опираются на две колонны. Нагрузка моста поддерживается колоннами. Нагрузка относится к собственному весу моста, который необходимо поддерживать, а также к любому весу, добавляемому к мосту, например, автомобилям, грузовикам и людям. Ферменный мост - это тип балочного моста, который имеет треугольные элементы для распределения нагрузки и поддержки моста.
  • Задача
    • Ваша инженерная задача состоит в том, чтобы спроектировать и построить мост, который может перекрыть пропасть, удерживая при этом максимально возможный вес. Ваши материалы — это соломинки и лента, и ваш мост должен соответствовать конструктивным ограничениям.
  • Ресурсы
    • Каждой группе необходимо:
    • 20 пластиковых соломинок
    • скотч
    • ножницы
    • 1 лист бумаги
    • карандаш или маркер
    • Линейка
    • Вес

На выполнение моста 10 минут и 10 минут составление контекстной задачи к данной практической работе.

Рефлексия и подведение итогов мастер-класса.

Скачать:Тренинг STEM (русский) (1)