Коучинг по одаренным детям

"Роль педагога в формировании детской одаренности"

Коучинг

Цель:
- проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и раннему выявлению одаренных детей с целью дальнейшей корректировки своей работы;
- разработать конкретные рекомендации для учителей и классных руководителей по работе с одаренными детьми;

Задачи:
- Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы одаренности на основе критического осмысления собственных представлений по данному вопросу.
- Разработать рекомендации в помощь учителю: "Перечень наиболее значимых способностей и умений, подлежащих развитию", "Качества педагога, работающего с одаренными детьми", «Методические рекомендации по работе с детьми с признаками детской одаренности»

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

 требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

 

Ход коучинга:

  1. Как выявить одаренных детей.
  2. Как обеспечить условия развития одаренности.
  3. Как совершенствоваться учителю в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.
  4. Рефлексивный блок.

 

Стадия вызова:

  1. Анкетирование: Педагогам предлагается ответить на  вопросы, выбрав правильный, на их взгляд, вариант ответа.
  2. Одарённые дети – это дети, которые …

1)     показывают хорошие результаты в учёбе; 

2)     быстро и правильно выполняют задания; 

3)     готовы отвечать на каждом уроке; 

4)      готовы продемонстрировать свои определенные способности (например, по математике и т.д.); 

5)     быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше запоминают; 

6)     отличаются неординарным мышлением; 

7)     имеют творческие способности; 

8)     могут выполнять сложные задания; 

9)     задают разные вопросы; 

10) (свой вариант ответа)__________________________ 

 

  1. Какие факторы способствуют развитию одарённости?

1)      создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей; 

2)      совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении; 

3)      обучение детей на высоком уровне сложности; 

4)      обучение в специальных группах и учреждениях; 

5)      сложные игры, задания, творческие задачи; 

6)      всестороннее развитие ребёнка; 

7)      умственное развитие; 

8)      индивидуальная работа; 

9)      умелое руководство развитием ребёнка; 

10)  (свой вариант ответа) _________________________ 

                   3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми? 

1)     недостаток профессиональных навыков; 

2)     отсутствие соответствующих условий в школе; 

3)     слабая материальна база; 

4)     большое количество детей в классе; 

5)     нежелание родителей помогать своим детям; 

6)     (свой вариант ответа) _________________________

 

 

 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности

 

 

Стадия осмысления:

  1. Как выявить одаренных детей?

  Наблюдение, свидетельствующее о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания.

    Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме и выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:                                                                                                                                         

  • дети с высоким IQ;
  • дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
  • дети с высокой креативностью.

         Другой специалист в области психологии интеллекта М.А.Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей:

  • «сообразительные»;
  • «блестящие ученики»;
  • «креативы»;
  • «компетентные»;
  • «талантливые»;                                                                                                                                        
  • «мудрые».

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

 

Работа в группах. Кластер.

 

Как выявить одарённых детей. Отличительные признаки одарённых детей.

 

    Выступление спикеров.     

 

Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:                                                                                                                                                    

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности   ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

-использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

-   оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка инди

видуальной траектории обучения);

           

При выявлении одаренных детей,  как было  сказано раньше  более  целесообразно  использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: 

-     различные варианты  метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях,     во внешкольной деятельности и т.п.);

-     специальные психодиагностические тренинги;

-     экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями,      воспитателями;                                                                                                                               

-     проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;                                                                                         -    экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;                                         -    организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций,                        спортивных соревнований;

-    проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

            Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть, отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

 

Психолого-педагогическая характеристика ученика А.

       А. учится  в 6 классе. Он воспитывается в неполной семье, у него одна мама. Помощь в воспитании сына ей оказывают бабушка и дедушка, проживающие, как и А.  в нашем городе. Вся семья очень серьезно относится к успехам А.. Мама и дедушка имеют высшее образование, в семье с малых лет есть установка на получение качественного образования. Мама А. принимает участие во многих делах класса, ездит вместе с классом на экскурсии , в театр, ходит в походы. А. очень любит свою семью, стремится радовать их своими успехами.

     Состояние здоровья А. хорошее, болеет он нечасто, но страдает несколько избыточным весом.  Он человек достаточно уравновешенный, позитивно настроенный как к процессу учения, так и окружающим людям.

              Мальчик хорошо учится. Кроме учебы А. занимается общественной работой. Он староста класса, постоянный участник всех школьных и классных мероприятий. Несколько лет А. занимался плаванием, но особых успехов там не было, поэтому  он забросил занятия в этой секции.

          Уже в младшем подростковом  возрасте явно прослеживается направленностиь интересов А.. Он в будущем хотел бы стать журналистом, поэтому много внимания уделяет гуманитарным предметам. Он пишет очень интересные творческие работы по литературе, он участвует в проектах класса:

  • История семьи: связь времен и поколений. ( на городской научно-практической конференции он представлял эту работу класса);
  • Молодежная субкультура;
  • Исследование интереса к компьютерным играм среди учащихся класса;

А. развивает коммуникативные качества, поскольку это необходимо будет в будущем. Он участник школьного научного общества, принимал участие в конференции «Движение как обобщенная категория» (6-11 класс).

        А. проявляет активность не только в интеллектуальных мероприятиях, он бессменный участник спектаклей, поставленных классом, организатор многих мероприятий. Он неоднократно готовил самостоятельно и проводил классные часы (например, «Анализ компьютерных игр, в которые играют ребята класса»).

Следует заметить, что не очень охотно мальчик выполняет работу, связанную с уборкой территории, класса.

        А. строит отношения с окружающими на уважении, внимании к людям. Он никогда не обманывает, ему это просто не нужно. Он ровно относится к ребятам класса, его уважают одноклассники за его зания, эрудированность, чувство товарищества. Однако бывают ситуации, когда А. высказывает ребятам свои претензии, критикует за какие-либо поступки. Делает это он как правило аргументированно и тактично. В начальной школе он не всегда в таких ситуациях сдерживал свои эмоции, но в  5-6 классах он уже научился управлять собой.

     А.  реально оценивает себя, свои успехи и достижения. Он не выставляет свои достоинства напоказ, но и не отличается излишней скромностью.  Он обладает рядом качеств, которые позволяют ему быть лидером и он им становится во многих ситуациях, как учебных, так и во внеурочной деятельности. Он человек решительный, не боится предлагать какие-либо способы выхода из сложных ситуаций. Любое дело он доводит до конца, причем  умеет многое, что не под силу даже ребятам более старшего возраста. Он достаточно хорошо владеет ИКТ, применяет в подготовке домашних заданий и общественных делах. Его авторитет в классе очень высок.

    От природы мальчик наделен хорошими способностями и особенностями психических процессов, позволяющих ему стать в ряд самых ярких детей класса и школы. А.  внимателен на уроках, отвлекается редко, но не теряет при этом нити урока. По математике делает иногда ошибки из-за невнимательности, но эти ошибки должны уйти с возрастом. У мальчика есть все задатки к освоению и предметов точного цикла. Уровень мышления  А. отличается системностью и глубиной. Он человек эрудированный, сразу улавливает связь изучаемого материала с другими вопросами. Он обладает энциклопедической памятью, начитан, много знает из различных предметных областей.

    Мальчик эмоционален, он хорошо владеет своей мимикой, жестами, его словарному запасу и умению говорить могут позавидовать многие старшеклассники. По типу темперамента А. сангвиник. Он умеет владеть собой, поэтому при повышенном уровне психических реакций, он ведет себя уравновешенно. Его реакции выливаются чаще не в импульсивность движений, а в импульсивность диалога. Уровень самооценки А. адекватный, уровень его притязаний достаточно высок, но  благодаря его личностным качествам вполне обоснован.

 

Работа в группах . Ознакомиться с психолого-педагогической характеристикой ученика А. и ответить на вопросы:

  1. Как эта информация должна работать для выстраивания системы работы с таким ребенком?
  2. Как коллектив педагогов, работающих с этим ребенком должен учитывать его особые способности?

Выступление спикеров.

 

 

Проблемы интеллектуально одаренных детей

  1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

 

      Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

  1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.
  2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
  3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
  4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  5. Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения и превосходства.

 

Задание 3. Познакомиться с предложенным материалом и ответить на вопросы:

- Какая психолого-педагогическая помощь нужна ребенку, о котором идет речь? Дайте рекомендации:

  • учителю-предметнику,
  • классному руководителю,
  • родителям

 

Признак одаренности (качество личности одаренного ребенка)

«Плюсы» (преимущества, которые дает это качество)

«Минусы» (трудности, сопряженные с этим качеством)

1.Любознательность (сформирована у Х. не очень ярко, относится только к избранным сферам)

Х. любит решать разные задачи по математике, стремится к обдумыванию нестандартных задач. В рисовании Х. выбирает темы, которые ее интересуют, это - животные, пейзажи, космические мотивы. Любознательность проявляется в стремлении изобразить разные сюжеты.

Х. не проявляет активно любознательность в других  сферах. Она редко поднимает руку на уроках, выполняет хорошо, но только те задания, которые поручает ей учитель или классный руководитель. Сама девочка не проявляет инициативы.

2. Способность к оценке как результат критического мышления.

Х. объективно оценивает решение поставленных задач. Она видит ошибки в разных ситуациях, старается их избежать.

Девочка всегда старается соответствовать тому идеалу, который сформирован ею и ее родителями. Ее ответы на вопросы анкет страдают заведомой правильностью.

3.Изобретательность

Х. способна находить оригинальные и неожиданные решения нестандартных задач по математике, что проявляется в ее результатах на олимпиадах. В сюжетах ее рисунков это проявляется меньше, композиции достаточно стандартны.

Х. не умеет находить неожиданные выходы из каких-то ситуаций, связанных с общением с одноклассниками. Она стремится избегать их, уходит от любых конфликтных ситуаций.

4.Настойчивость (целеустремленность)

Х. умеет концентрироваться на решении каких-либо нестандартных задач, старается хорошо выполнить любое, в том числе и обычное задание.

Пока цели девочки недостаточно сформированы. Ее любовь к рисованию, возможно, приведет к будущей профессии

5. Способность рассуждать, мыслить логически

Х. обладает очень высоким уровнем развития логики. Это проявляется на уроках математики и информатики при решении задач. Если  Х. готовит какой-либо проект или презентацию – ее работа логически выдержана. Результаты соответствуют поставленным целям.

Логика несколько подавляет эмоции. Х. очень редко проявляет эмоции как в устной, так и в письменной речи. Даже в ее рисунках больше проявляется ее ум, чем эмоции. Ее рисунки спокойны, не содержат асимметрии, элементов агрессии

6. Словарный запас

Х. логично и связно рассуждает как устно, так и письменно. Это результат ее умственных  способностей.

Х. не хватает фантазии, красивых оборотов. Больше проявляется информированности, логики.

7. Требования к результатам собственной деятельности (перфекционизм)

Х. стремится доводить то, что она делает до соответствия самым высоким требованиям. Родители помогают ей и поддерживают. Они заинтересованы в ее развитии как личности.

Девочка очень переживает любую неудачу, ведь она вложила немало труда в выполнение задания. Она боится не оправдать надежды своих родителей.

8. Сверхчувствительность к проблемам

Х. умеет видеть проблемы там, где другие их не замечают. Ее решения задач и рисунки красивы, потому что она увидела то, что не увидели и не поняли другие.

Х. видит проблемы и во взаимоотношениях, обостренно реагирует на них, но при этом не стремится их решить, старается уйти и не конфликтовать. Ее родители в ней стараются это поддерживать.

9. Способность к прогнозированию

Х. обладает логикой и интуицией, поэтому выбирает оптимальный способ решения ситуации. Она быстро просчитывает ход и результат решения не только учебных задач.

Х. не берется за выполнение тех заданий, в которых она увидела еще до их решения, что они будут ей неинтересны.

 

  1. Как должен быть выстроен урок, на котором одаренный ребенок может работать наиболее эффективно?
  2. «Садись, подумай...»

   Педагоги, пытаясь развивать в учениках способность к творчеству, всегда или почти всегда дают детям вполне определенные задания: «нарисуй картину», «придумай рассказ», «реши задачу». При этом в лучшем случае формируется способность к адаптивной активности, то есть способность действовать в заданном направлении без самостоятельно поставленной цели. В результате вырастают не творцы, а исполнители.

Самостоятельное же целеполагание ребенка может проявляться, к примеру, в неожиданных вопросах, к которым учитель бывает иногда не готов, или в шутке, остроте, оригинальном взгляде, в собственном отношении.

Положим, на уроке музыки идет работа по «развитию» эмоционального восприятия детей. Учитель задает вопрос: «Какая бывает зима?»

Ученик: «Снежная».

Учитель: «Правильно».

Другой ученик: «Холодная».

Учитель: «Правильно».

Третий ученик: «Мутная».

Учитель: «Садись и подумай!»

Задание 4.  Верно ли учитель отреагировал на ответ ученика? Как Вы это сделали бы?

 

   Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

 

Работа в группах. На листах выполняют творческую работу.

 

Принципы организации работы с одарёнными детьми:

1)    усложнение содержания учебной деятельности;

2)    преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью, заданий развивающего характера над заданиями репродуктивными;

3)    доминирование собственной исследовательской практики учащихся над репродуктивным усвоением знаний;

5)    ориентация на познавательные потребности детей и их интеллектуальную инициативу;

6)    удовлетворение стремления одарённых учащихся к максимально глубокой проработке интересующей их темы;

7)    включение учащихся в исследовательскую деятельность;

8)    создание условий, способствующих проявлению учащимися высокой самостоятельности в учебно-познавательной и исследовательской деятельности,  реализации лидерских возможностей;

9)    сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

10)   критичность и лояльность в оценке идей;

11)   гибкость в использовании времени, материалов, средств обучения;

12)    сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами;

13)    расширение круга интересов учащихся;

14)    информационное обогащение среды.

 

Эти принципы должны быть учтены при составлении программ для одарённых детей.

        

 

Для развития интеллектуально-творческих способностей одарённых детей учитель может предложить своим ученикам:

1)    попытаться решить реальную проблему, которая существует в науке;

2)    исследовать объект (т.е. установить его смысл, происхождение, признаки, функции, связи), в том числе с привлечением разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта;

3)    отыскать принципы построения различных структур, вычленить общее и отличное в разных системах;

4)    применить к одному и тому же объекту разные способы исследования (например, гуманитарные и статистические или социологические и т.п.);

5)    провести эксперимент;

6)    «прожить» события и явления из истории науки (искусства, спорта);

7)    по-своему выполнить то, что учителю уже известно (сформулировать какое-либо правило, понятие, придумать своё обозначение звука, буквы, понятия и др.);

8)    создать пародию, стилизацию, текст в различных жанрах;

9)    составить кроссворд, викторину, игру, родословную, сценарий спектакля, своё задание для одноклассников, программу концерта и др.;

10)        придумать словесный образ, перевести элемент с языка одного предмета на другой (перевести математическую формулу, музыку или произведение живописи в прозаический или стихотворный текст и т.п.);

11)        изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, видеофильм и т.п.;

12)        провести урок в роли учителя, разработать свои учебные пособия (памятки, компьютерные программы, дидактические материалы, опорные конспекты, алгоритмы выполнения заданий);

13)        разработать цели своих занятий по всем предметам на день, неделю, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать индивидуальную программу занятий по предмету, самоанализ (самооценку);

14)        составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, урок для младших учеников или одноклассников;

15)        осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, размышления) и вывести правила и закономерности этой деятельности.

 

  1. Каким должен быть учитель, работающий с детьми с признаками детской одаренности?

    Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения; уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение и индивидуальность ученика.

 

           Одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми составляет мотивация, позитивная Я-концепция. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало. Не менее важна и профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основанная на его личностной готовностью специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.

В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

 Учитель должен:

  • разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • быть доброжелательным и чутким;
  • уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • обладать чувством юмора;
  • быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • стимулировать когнитивные способности учащихся.

Таким образом, можно выделить следующие требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми: 

  • Наличие собственной педагогической концепции;
  • Профессиональная компетентность;
  • Высокая теоретическая подготовка;
  • Активная научно-методическая деятельность;
  • Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
  • Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
  • Знание возрастной психологии;
  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Высокий уровень знаний предмета;
  • Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
  • Наличие организаторских способностей.  

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

Работа учителя с одаренными детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, учителями и администрацией других образовательных учреждений,  родителями. От   учителя требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами.

 

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

«Креативность - пишет П.Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»

 

  1. Упражнение “Рассказ из заголовков”.

Цель: Развитие дивергентного мышления педагогов.

Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке). Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной.  Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

  1. Упражнение “Композиция из предметов”.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете. На построение композиции отводится 5 минут.

      Подготовка педагога к исследовательскому обучению

  • Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь  находить и ставить перед учащимися  реальные учебно-исследовательские  задачи в понятной для детей форме.
  • Уметь увлечь учащихся дидактически  ценной проблемой, сделав ее проблемой  самих детей.
  • Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в  исследовательском поиске. Помогая  детям, уметь избегать директивных  указаний и административного давления.
  • Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках  найти собственное решение. Предлагать  свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех  случаях, когда учащийся начинает  чувствовать безнадежность своего поиска.
  • Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, эксперименты  и разнообразные «полевые»  исследования.
  • Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и  обмена мнениями в ходе открытых общих  обсуждений.
  • Поощрять и всячески развивать критическое отношение к  исследовательским процедурам.
  • Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых,  оригинальных направлений исследования.
  • Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой  проблеме. Уметь закончить  проведение исследований и работу по  обсуждению и внедрению решений в  практику до появления у детей  признаков потери интереса к  проблеме.
  • Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать  отдельным учащимся продолжать  работать над проблемой на  добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к  новой проблеме.

 

 

 

 

Рекомендации учителям для работы с одарёнными детьми

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребёнку сознание его незаурядных возможностей.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одарённые ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может надолго выбить их из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно, уважать, а не бояться.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребёнок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.